Большие семейные ценности или летний вояж по Тульской области

Еще Лев Николаевич писал: "Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей." Не могу сказать, что я - идеальный пример для своего Викушонка, но мне очень хочется привить ей любовь к природе и путешествиям, и такой пример я стараюсь подавать дочери как можно чаще. Первая половина лета была холодновата (и мокровата) для выездов на природу, но как только чуть-чуть просохло и потеплело мы сразу же засобирались в новую поездку.

02. Тульская область совсем недалеко от Воронежской, но до этого лета оставалась для меня практически в категории Terra Incognita. В январе 2010-го меня буквально на пару часов занесло в саму Тулу и она оставила по большей части негативные впечатления, а в прошлом году я, наконец-то, добрался до Романцевских гор, так же известных как Кондуки, заехав на обратном пути в городок Богородицк, известного наличием там дворца графа Бобринского и первым пейзажным парком России, спроектированный в 1770—1783 гг. в качестве императорской усадьбы Екатерины II.

Дворец графа Бобринского.

03. Забавно, что гуляя по парку с малознакомыми приятелями в прошлом году, я был не особо впечатлен текущим состоянием парка и усадьбы, да еще был уставшим и не в настроении. А вот, когда мы прогулялись по нему с женой и дочерью, да еще в самом начале нашего путешествия, впечатления остались только положительные. Наверное, прав был Хэмингуэй, написав: "Путешествуй только с теми, кого любишь".

Доча.

04. Ты просто смотришь, как счастлив твой ребенок, кормящий мягкой булкой уток в пруду, знаешь, что впереди еще несколько дней отпуска, и внутри разливается какая-то теплота и предвкушение. "Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливым очень легко." (с) Туве Янссон «Все о муми-троллях»

Ути-ути...

05. Нельзя не сказать, что это мини-путешествие проходило на новом Chevrolet Tahoe четвертого поколения с мотором 6.2 и 409 лошадиными силами под капотом. Я обязательно напишу про этот автомобиль отдельный пост, но забегая вперёд, скажу, что Тахо с первых же километров абсолютно покорил меня и мою семью. Вика до сих пор вспоминает про "большую белую машину" и спрашивает поедем ли мы на ней еще куда-либо. На этот вопрос я отвечаю уклончиво, но сам Тахо продолжает кататься по городам и весям России и его приключения можно прочитать в различных соцсетях по хэштегу: #tahoe300liters.

Tahoe четвертого поколения.

06. Естественно, после Богородицка я повёз своё семейство в Кондуки. Там к нам должны были присоединиться наши друзья и мы планировали заночевать в палатках на одном из тамошних карьерных озёр. Нет, конечно, на фото ниже не место нашего лагеря. Просто у нас было пару часов свободного времени и мы съехали с асфальта на одну из грунтовок и поехали куда-то наугад. Ведь как писал Рей Бредбери: "Половина удовольствия от путешествия заключается в эстетике потерянности".

Тахо у озера с красной водой.

Ну, а потом мы отправились на Романцевские горы, которые, конечно, никакие не горы, а терриконы. Когда-то здесь добывали бурый угорь, а сейчас Кондуки стали мегапопулярным местом отдыха.

Пресловутый антропогенный фактор.

08. Интересный рельеф, необычный цвет воды в озерах, доступность в сухую погоду для любого автомобиля, множество красивых фотографий и восторженных отзывов в интернете, и вот я уже вынужден процитировать известного в узких кругах автопутешественника Алексея Климова: "Ко всем рассказам про Кондуки должно прилагаться пояснение, что в хорошую погоду там людей больше, чем в Сочи в высокий сезон. Даже в среду".

09. Мы немного покружили в поисках более уединенных мест и сначала думали, что нам это удалось, но к к ночи понаехало очень много очень громких молодых людей, которые очень мешали спать практически до самого утра. Хорошо, что к нам приехала семья наших друзей во главе с Пашей из Новомосковска и Володя из Москвы. Кстати, тоже на Тахо. Только на черном и предыдущего поколения. Было довольно интересно поискать пресловутые "10 отличий".

Закатный пейзажик.

10. Закат был весьма неплох, но теперь я летом в Кондуки ни ногой. Вообще, если честно, не понимаю, зачем люди тащат на природу все эти свои сабвуферы. Танцуйте во дворе или на даче, зачем вам все эти сложности, если вы не хотите слышать звуки природы? Еще немецкий философ Эрнст Блох писал: "Если человек в путешествии остается неизменным, это плохое путешествие". Так оставьте свои застарелые привычки дома, попробуйте, наконец, что-то новое. Вдруг понравится?

Дело к ночи.

11. Утром погода начала стремительно портиться и мы с некоторым облегчением покинули перенаселённые Романцевские горы. Сначала заехали в Ясную Поляну в имение Толстого. Экскурсия проходила под дождем, но, в целом, была довольно интересной. Увы, там, как и во многих олдскульных музеях, наложен строжайший запрет на фотосъемку, поэтому больше о Ясной Поляне ни слова в этом блоге. Далее мы отправились в Тулу.

Дождливая Тула.

12. Друзья привезли нас к самому ортодоксальному магазину знаменитых тульских пряников. Стоя в небольшой очереди, я заметил информационную табличку, после просмотра которой невозможно не вспомнить Герцена: "Вечно угрюмые постники мне всегда подозрительны; если они не притворяются, у них ум или желудок расстроены."

Всё серьёзно.

13. Из-за погоды ночевку в палатке пришлось отменить, но вернуться домой было бы преступлением. Мы остановились у Паши и Светы в Новомосковске, а с утра отправились на осмотр главных местных достопримечательностей. Я живу на Среднем Дону и исток Дона, который находится в городском парке Новомосковска, был обязательным в программе. Да, вот этот "ржавый" ручеек и есть начало одной из величайших рек Европейской части страны. Вот уж действительно: "Каждая капля воды имеет шанс когда-нибудь попасть в океан" (с) Силован Рамишвили

Исток Дона.

14. А еще в Новомосковске есть крутая железная дорога для детей. И дети в ней не только катаются, но и управляют локомотивом, проверяют билеты, переводят стрелки и так далее. Говорят, что не так давно этот аттракцион был в плачевном состоянии, но в 2010 году РЖД таки решили отремонтировать ее и выделили 300 млн. руб. Кстати, про поезда есть один хороший афоризм, хоть я, если честно, и не большой любитель путешествий по железной дороге. "Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. (c) Поль Моран

ДЖД в Новомосковске.

15. Ну, а поскольку погода снова наладилась, после катания по ДЖД, мы снова отправились в сторону природных красот. И тут необходимо сделать небольшое лирическо-техническое отступление. Перед поездкой я уже понимал, что Кондуки находятся на пике своей популярности, но так же изучая карту этих мест, прекрасно видел, что карьерных озер и терриконов в Тульской области многие десятки, если не сотни. А значит можно попробовать поискать более уединенные, но сопоставимые по красоте места. Изначально мы не планировали ехать в Тулу и Ясную Поляну и собирались как следует прокатать грунтовки в Богородицком и Кимовском райнах Тульской области, но дождь внёс свои коррективы. Тем не менее, одну попытку мы предприняли и обнаружили довольно неплохое и прямо таки камерное местечко.

Затопленный карьер.

16. Там тоже удивительная бирюзовая вода, а какие-то добрые люди оборудовали там отличную стоянку, но к местечку нельзя подъехать даже на внедорожнике. Автомобили придется оставить на верху и по песчаному склону тащить всю снарягу вниз. А утром, соответственно, вверх. И поэтому мы отправились дальше. Кроме того, у нас еще оставалось время до конца дня, чтобы увидеть что-нибудь еще. Ведь "Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то, но для того, чтобы ехать. Главное — это движение." © Роберт Льюис Стивенсон

Никакого фотошопа - реальный цвет воды!

17. Небольшой фотостоп в Епифани. "Чаще всего люди покидают маленький город, чтобы мечтать туда вернуться. А другие остаются, чтобы мечтать оттуда уехать." (с) Чак Паланик

Никольский собор в Епифани.

18. К вечеру, как следует запылившись на грунтовках и раздолбанном асфальте, мы поставили лагерь на берегу Красивой Мечи у села Красногорское Ефремовского района. Спуск к воде здесь весьма крутой, но всё таки внизу обнаружилась пара машин, которые, к счастью, вечером уехали и мы остались одни. На снимке уже утро, мои девчонки еще спят, а я брожу с камерой по мокрой от выпавшей росы траве. Должно быть с утра был туман на реке, но рассвет я бессовестно проспал.

Утро на реке.

19. "Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдёшь ты на холм, взойдёшь – и, Господи Боже мой, что это? а?.. И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно... Смотришь, смотришь, ах ты, право!" (с) И. С. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи»

Красивая Меча.

20. Вообще, Красногорское раньше носило название Ведьмино, благодаря огромному количеству крупных камней песчаников, которые в некоторых источниках называют мегалитами. Якобы когда-то на этих камнях ведьмы устраивали шабаш. Было это или нет, судить не берусь, но место однозначно красивое в ландшафтном плане и, наверное, эти места стоит когда-нибудь изучить подробнее. Ну, а сейчас пришло время отправляться в обратный путь.

Урочище Ведьмино.

PS Никто не осознаёт красоты путешествия, пока не приходит домой и не прикладывает голову на старую знакомую подушку. (c) Линь Юйтан.